Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Восточный административный округ

Лекция "Половой отбор

В пятницу 13 апреля, небольшая группа учеников Школы №2200 в очередной раз посетила биолекторий просветительского проекта "Курилка Гутенберга" в парке Зарядье. На этот раз темой лекции был "Половой отбор" и прочел эту лекцию Борис Борисович Жуков - известный научный журналист; выпускник биологического факультета МГУ; исполнитель авторской песни; автор книги «Ведение в поведение. История наук о том, что движет животными и как их правильно понимать».

Различия между самцом и самкой (половой диморфизм) появились у животных в процессе эволюции. Помимо принципа «выживает сильнейший» существует собственно половой отбор — отстранение менее адаптированных особей от размножения да и само разделение полов тоже возникло как эволюционное приспособление.

В ходе лекции узнали много интересного о двух направлениях теории полового отбора сформулированных в XIX веке. Первое направление - теория Чарлза Дарвина, которая утверждала, что животные отбирают партнера по определенным эстетическим принципам. Самцы многих полигамных видов имеют гипертрофированные органы. Всем известно надхвастье павлина: с одной стороны, такой длинный хвост явно зачем-то нужен, причем именно самцам, а другой — очевидно, что для выживания он скорее вреден и эволюция должна была бы ограничить его размеры). Бараны — животные стадные и гаремные. Поэтому у самцов большие рога. Чтобы собрать гарем во время гона, самцы дерутся. Перья фазана не помогают в отправлении ни одной из жизненных функций. Кроме привлечения самок и хищников, его роскошь практически лишает способности летать. Львы не имеют природных врагов, кроме паразитов — и львиная грива, в отличие от короткой плотной шерсти, покрывающей прочие части тела льва, служит прекрасным прибежищем блохам. Другой же, противоположной теорией стало утверждение Альфреда Уоллеса, в котором говорилось об отсутствии эстетики при выборе половой пары.

Данная тема интересовала многих ученых. Так например, в 1930 году Рональд Фишер выдвинул свою версию теории полового отбора, которая называлась «фишеровское убегание». Проводя исследование на волнистых попугаях, он понял, что самцы с длинными хвостами были в приоритете у самок. Таким образом, признак длинного хвоста встречался в следующих поколениях.

Этим же вопросом занялись и социобиологи, которые выдвинули свою теорию полового отбора – «экономика поведения», которая основана на обороне гнезда и мальков у рыб Трехиглая колюшка (Gasterosleus aculeatus). Самец имеет ярко-оранжевую окраску брюшка возле головы. И чем интенсивнее это окраска, тем более успешен самец.

Так же учеными был замечен странный бивень у самцов нарвала, длиной в 1/3 тела животного. Объяснения этого феномена привели к формулировке четырех версий: это турнирное оружие; орган чувств, имеющий много нервных окончаний; нарвал использует бивень для расчистки полыньи ото льда; для охоты на рыбу. Но возник и закономерный вопрос: почему бивень имеется только у самцов? Ведь самкам тоже нужно расчищать полынью, и охотится. На этот счёт у науки пока нет ответов.

А как же половой отбор касается факультативно полигамного вида Человек разумный? У нас все не так, как у животных: самки этого вида украшают себя, самцы выбирают. Гипотез, объясняющих половой отбор человека, множество. Исследователи считают, что оценка когнитивных способностей самца делается самкой на основе его умения хорошо говорить. Самец оценивает самку, соответственно, по ее способности оценить сказанное. И в том и в другом случае результатом полового отбора становится усложнение мозга и речи.

Полина Р., ученица 9 класс А

Учитель биологии Крючкова А.В.